СОСТОИТСЯ ЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖУРНАЛИСТИКЕ?
На фоне грустных событий и постыдных поступков последних недель забрезжил светлый лучик. Марафон по сбору средств для гюмрийской телекомпании “ГАЛА”, подвергающейся многомесячным преследованиям властей, показал, что люди умеют отличать актуальную информацию от промывания мозгов, что они умеют дорожить теми маленькими демократическими завоеваниями, которые им достались. Наши гюмрийские коллеги — “ГАЛА” и Клуб журналистов “Аспарез”, который инициировал кампанию в поддержку телеканала, посрамили столичных мэтров от тележурналистики, оправдывающих свою ангажированность тем, что независимое слово в Армении ничем и никем не защищено.
Лишь одна камера (телекомпании “Еркир-медиа”) снимала пресс-конференцию в Ереване, организованную в связи с поджогом автомобиля, которым пользовался председатель Совета “Аспарез” Левон Барсегян, и беспрецедентным сбором средств для “ГАЛА”. Остальные — более десятка столичных телекомпаний и как минимум столько же провластных общенациональных газет — посчитали эту новость “не заслуживающей внимания”.
Можно найти разные слова, которые определили бы профессию, допускающую подобное поведение, но “журналистики” среди них явно не будет. “Промывание мозгов”, когда претенденты на звание журналиста рыскают по улицам в дни чрезвычайного положения, запрещающего обращаться к внутриполитической тематике вне рамок официальной информации, в поисках сограждан, готовых адресовать оппозиции самые грязные ругательства, уже упоминалось. Понятно, уж очень хочется усладить слух тех, кто запретил указом такие действия, но ради “справедливой оценки” великодушно делает послабления для своих. Вот только откуда эта ретивость? Неужели соскучились по коммунистическим временам, когда сверху раз и навсегда объяснили, где черное, а где белое, и не надо было размышлять, задумываться об ответственности перед обществом, помогать ему быть всесторонне информированным, доискиваться до правды?
Еще можно предложить слово “вакханалия”. Допустим, власти из каких-то соображений не объявили траур по поводу гибели людей во время событий 1 марта. Но можно же было самим, без подсказки “сверху”, догадаться убрать из эфира на пару дней развлекательные программы? Или утеряна способность к самостоятельным поступкам даже такого уровня? Тогда будем ждать нового всплеска эфирного веселья на сороковины трагедии. Благо повод для него 9 апреля предоставится.
Слова “шантаж”, “охота на ведьм” тоже более уместны, чем “журналистика”. Международным организациям адресуются всяческие “фи” по поводу их оценок протекающего у нас политического процесса. Видите ли они и некомпетентны, и практикуют “двойные стандарты”… А не далее как 20 февраля они были нашими распрекрасными друзьями, когда похвалили наши выборы и прогресс нашей демократии. Особенно популярна сегодня тема американского Фонда “Вызовы тысячелетия” — мол, откажете нам в своих денежках, возьмем у России! Это, конечно, прекрасно, что нам многие хотят помочь, и мы всем им благодарны. Но ведь включение в число бенефициантов Фонда — не только деньги. Это в первую очередь признание, что страна исповедует общие для цивилизованного мира ценности. И совсем недавно наши придворные СМИ на этот счет умненько рассуждали. Соответственно, не мешало бы сегодня объяснить, что означает исключение из списка или приостановка финансирования. Но им больше по душе служить проводником угроз “уйти к другому”, обвинений в импорте “цветной революции” и создании в стране “пятой колонны”.
А теперь в очередной раз отвечу на постоянно висящий в воздухе вопрос “придворных”: “А почему вы не оцениваете то, что вытворяют оппозиционные СМИ? Разве там все честно, правдиво и нравственно? Неужели вам нравятся их настрой и лексика?” Нет, не нравятся. Но сегодня меня это мало волнует. Во-первых, все, что они пишут — их частное дело и никто меня не вынуждает это читать. Во-вторых, власти ничем не скованы применить по отношению к ним силу закона, если что не так (уже не говоря о том, какие противозаконные репрессии практикуются в последние недели). Наконец, как можно сравнивать влияние и размер аудитории нескольких неподконтрольных властям газет и Интернет-изданий с гигантской пропагандистской вещательной машиной. И если сегодня внимание медиа-аудитории перераспределяется в пользу первых, то это проблема тех, кто променял журналистику на имитирующие ее занятия.
А волнует меня существующая за счет всех граждан страны, независимо от галочки, поставленной ими в избирательном бюллетене, Общественная телерадиокомпания. Волнуют частные вещатели, игнорирующие свою общественную миссию, возложенную на них вместе с получением лицензии на использование нашего общего ресурса (частоты). Вот когда они вернутся к занятию, называемому журналистикой, можно будет позволить себе озабоченность по поводу других СМИ.
Но вернутся ли? Если бы не “оптимистическая трагедия”, развернувшаяся в последнее время вокруг телекомпания “ГАЛА”, вопрос этот звучал бы с более грустной предрешенностью.
Борис НАВАСАРДЯН