1996: РЕКОРД, КОТОРОГО НЕ ЖЕЛАЛИ

Годовой отчет Ереванского пресс-клуба

По мнению некоторых наблюдателей, 1996 год стал рекордным за всю историю независимой Армении в плане нарушений свободы слова и печати

Ряд международных правозащитных организаций и авторитетных изданий, в числе которых Международная Хельсинкская федерация по правам человека (International Helsinki Federation for Human Rights), «Наблюдение за ситуацией с правами человека» (Human Rights Watch), «Дом свободы» (Freedom House), «Репортеры без границ» (Reporters sans Frontières), Бюро демократических институтов и по правам человека ОБСЕ (OSCE/ODIHR), «Международная амнистия» (Amnesty International), «Индекс цензуры» (Index оn Censorship), «Уор рипорт» (War Report), в своих статьях, заявлениях, годовых отчетах отвели немало места Армении.

Следуя логике, можно предположить, что возросшее число нарушений и санкций со стороны властей в прошлом году обусловлено президентскими выборами.

МАРТ 1996

1 МАРТА в судебном порядке сроком на 3 месяца приостановлено издание независимой ежедневной газеты «Лрагир». Этот случай — единственный из приводимых, который явно не имеет никакого отношения к политической борьбе вокруг президентских выборов, и санкции против газеты с точки зрения формального соблюдения закона обоснованны.

7 февраля «Лрагир» опубликовал статью «Великая Армения в малых границах: программа до 2000 года», автор которой Арго Кивирян излагал программу расширения современных границ Армении с целью восстановления границы исторической Великой Армении. Вслед за этой публикацией информационная программа Армянского телевидения «Лрабер» распространила заявление Министерства юстиции РА, в котором содержалось предупреждение газете впредь воздерживаться от подобных публикаций, в противном случае регистрационное свидетельство газеты будет аннулировано.

Тем не менее, 22 февраля на страницах «Лрагир» была опубликована еще одна статья того же автора «Смотря правде в глаза», носившая в целом исторический характер, однако один из ее абзацев был расценен как содержащий антигрузинскую направленность. От соседнего государства была получена дипломатическая нота. Министерство юстиции РА обратилось в суд с исковым заявлением на газету. 1 марта решением суда деятельность «Лрагир» была приостановлена сроком на 3 месяца.

22 июня «Лрагир» вновь появился в газетных киосках.

Говоря об оправданности санкций против «Лрагир» нельзя не оспорить принятые против газеты меры. Здесь проблема упирается в законодательство, предельно облегчающее закрытие либо приостановление деятельности средства массовой информации. Учитывая отсутствие в Армении жестких гарантий свободы слова, облегченная процедура закрытия/приостановления делает возможным преследование прессы по политическим мотивам. Тем более актуальной становится система прогрессирующих штрафов как единственная форма наказания за нарушение средствами массовой информации законодательства, предложенная в инициированном ЕПК проекте Закона «О средствах массовой информации».

АПРЕЛЬ 1996

19 АПРЕЛЯ ЦИК РА подала исковое заявление против еженедельника «Айжм», органа Национально-демократического союза, в Спандарянский районный суд
Еревана.

Поводом послужила статья «Как была принята Конституция» (опубликованная в газете «Айжм», # 11, 1996), в которой ставились под сомнение результаты голосования на референдуме по принятию Конституции РА и парламентских выборов 5 июля 1995. 16 апреля, накануне выхода в свет очередного 13-го номера еженедельника, когда сотрудники, включая главного редактора, готовили номер к печати вне стен редакции, было получено письмо-опровержение на вышеупомянутую статью, подписанное председателем ЦИК Робертом Амирямом (который к тому времени уже выехал в США) от 12 апреля (последний день пребывания Амиряна в Ереване).

Согласно действующему Закону РА о печати, письма-опровержения должны быть опубликованы в течение 3-х дней или же в следующем номере (если газета неежедневная). Поскольку публикация поступившего от ЦИК опровержения в # 13 технически не представлялась возможной, было решено опубликовать его в следующем — 14-м — номере.

19 апреля ЦИК подал исковое заявление, подписанное Амиряном (?), против еженедельника в Спандарянский районный суд.

Слушание было назначено на 23 апреля. По просьбе ответчика, с тем, чтобы судья имел возможность ознакомиться с делом, а еженедельник — опубликовать опровержение в ближайшем номере — 24 апреля, дело было отложено до пятницы, 26 апреля. 24 апреля «Айжм» опубликовал опровержение, а 26 апреля возобновилось слушание дела, которое длилось от силы час. ЦИК был удовлетворен опубликованным опровержением и не стал настаивать на другом своем требовании — привлечении газеты к ответственности за публикацию, по мнению истца, «искаженной и неточной информации», которая была предоставлена Национально-демократическим союзом. С учетом того, что никто из НДС не был приглашен на заседание, а «Айжм» выходил к тому времени в течение всего лишь нескольких месяцев, суд закрыл дело.

22 АПРЕЛЯ Министерство юстиции РА приняло решение о смене учредителя и издателя ежедневной газеты «Азг». Было удовлетворено заявление представительства Партии Рамкавар Азатакан Армении, и последнее получило учредительские права вместо совета учредителей, который состоял из 5 частных лиц, являющихся членами Партии Рамкавар Азатакан. Причем представительство ПРА было зарегистрировано как общественная организация всего лишь за неделю до этого — 15 апреля 1996. В данном случае. Минюст пошел на очевидное нарушение закона, поскольку, согласно зарегистрированному им же уставу газеты «Азг», смена одного или нескольких ее учредителей могла производиться по решению 2/3 голосов совета учредителей. Между тем лишь двое из пяти учредителей выступили за передачу учредительских прав представительству ПРА в Армении. Многие факты говорят о том, что неправовое решение Минюста было принято под диктовку влиятельных политических кругов, протежировавших новому руководству ПРА, которое находится в конфликте с прежним, а также с республиканским правлением ПРА Армении и большинством учредителей «Азга».

Выполняя распоряжение Министерства юстиции, издательство «Периодика» отказалось печатать газету, издаваемую прежним учредителем. А с 27 апреля начала печататься и распространяться через киоски «Армпечати» газета под названием «Азг», издаваемая представительством ПРА, которая имела то же лого и тот же формат, но к которой редактор и сотрудники прежнего «Азга» не имели никакого отношения. Журналисты же «Азг» начали распространять свое издание в виде листовки, размноженной на ксероксе в 99 экземплярах.

3 мая Спандарянский районный суд г. Еревана начал рассмотрение иска учредителей газеты «Азг» против Министерства юстиции и 8 мая вынес решение, восстановившее статус-кво. Газета возобновила выход.

Журналисты, придерживающиеся самых разных политических убеждений, оказали мощную поддержку главному редактору и сотрудникам «Азг», пожалуй, впервые проявив действенную профессиональную солидарность.

Как в случае с «Айжм», так и в случае с «Азг» суд оказался на стороне справедливости.

ИЮНЬ 1996

УТРОМ 25 ИЮНЯ было совершено нападение на редактора радиопрограммы «Ереван» государственного радио Вардана ВАРДАНЯНА. Наиболее распространенная версия на этот счет — журналисту мстили за его передачи о проблеме качества выпекаемого хлеба.

Государственное радио по договоренности с Министерством сельского хозяйства и продовольствия осуществляло контроль за соблюдением норм по качеству хлеба и регулярно сообщало в эфире о нарушениях этих норм и недовесе. В передачах упоминались 23 хлебозавода, но лишь руководство хлебозавода # 3 решило дать отпор «ложной», по их утверждению, информации. Именно с этим противостоянием и связывают избиение Варданяна.

Руководители хлебозавода подали исковое заявление в Мясникянский районный суд на директора государственной радиокомпании Степана Закаряна, главного редактора общественно-политических программ Геворка Асатряна и на редактора программы «Ереван» Вардана Варданяна. 14-16 августа состоялись три заседания суда. Истцы настаивали на том, что нарушена статья 6-я Закона РА «О печати и других средствах массовой информации», предусматривающая ответственность за ложную и непроверенную информацию. Позиция судьи, по мнению наблюдателей, была далеко не беспристрастной, и заседания проходили в напряженной атмосфере. Суд не признал составленные в ходе рейдов радиожурналистов акты о недовесах и низком качестве хлеба документами, имеющими юридическую силу. Представители радиопрограммы были признаны виновными, и суд обязал их дать в эфире опровержение.

При крайне негативной оценке деятельности судебных властей в этом эпизоде нельзя обойти вниманием и слова президента РА Левона Тер-Петросяна, который высказал на встрече с избирателями мнение, что оба директора (радио и хлебозавода) виноваты и должны быть уволены. Это высказывание надо понимать так: в инциденте столкнулись представители двух группировок из правящих кругов, и президенту сам этот факт очень не понравился. Интересным штрихом ко всей «хлебной истории» стало противостояние государственного радио с органом крупнейшей проправительственной партии газетой «Айк», вставшей на защиту директора хлебозавода…

СЕНТЯБРЬ 1996

25 СЕНТЯБРЯ приостановили выход в эфир две независимые радиопрограммы Ай FM 105.5 и Ласто 106.5. По сведениям из некоторых источников, силовые структуры вынудили их прекратить вещание, однако представители самих радиостанций, в частности руководитель Ай FM Анаит Тарханян, утверждают, что прекратили вещание добровольно из соображений безопасности. Станции вновь вышли в эфир соответственно 28 и 29 сентября.

Примерно по той же причине в дни выборов прекратили свою деятельность две кабельные телевизионные станции «Майр Айреник» и «Диана Лаптерик».

В эти же сентябрьские дни был приостановлен выход радиопрограммы «Айк» и телепрограммы «Алис-А». Официальных объяснений по этому поводу сотрудники не получили, но не сомневаются, что причиной послужили выраженные ими симпатии к кандидату от оппозиции.

26 сентября была опечатана штаб-квартира НДС, где располагалась также редакция газеты «Айжм». В течение 2 месяцев лишенная помещения и техники газета продолжала выходить лишь благодаря усилиям ее редактора Вигена Саркисяна и сотрудников. Только 25 ноября штаб-квартира НДС была открыта, и «Айжм» возобновил нормальный рабочий ритм.

Ночью 26 сентября десятью работниками правоохранительных органов был задержан обозреватель газеты «Голос Армении» Гагик МКРТЧЯН. Он был доставлен в Министерство внутренних дел, где его жестоко избивали. Затем Мкртчян был переправлен в Министерство национальной безопасности и через 10 дней освобожден. По утверждениям самого Мкртчяна, в избиении участвовали высокопоставленные лица из силовых структур. Не вызывает сомнений, что причиной насилия над публицистом стали его острые публикации в «Голосе Армении», направленные против властей, а также его принадлежность к оппозиционной партии Дашнакцутюн.

27-29 сентября были зафиксированы попытки давления со стороны властных структур на собственных корреспондентов зарубежных средств массовой информации в Армении. Личности этих корреспондентов и предпринятые против них меры воздействия хорошо известны в журналистской среде, но исходя из этических соображений — наши коллеги не желали широкой огласки происшедшего с ними — их имена здесь не приводятся.

В числе арестованных во время событий 25 сентября был и журналист Арго КИВИРЯН, автор упомянутых выше статей в газете «Лрагир». 14 ноября находящийся в тюрьме Кивирян объявил голодовку. Однако вынужден был прекратить ее 5 декабря по настоянию врачей в связи с резко ухудшившимся состоянием здоровья. По данным на 20 января 1997, Кивирян все еще находится в тюрьме. Он обвиняется в участии в беспорядках 25 сентября и его дело передано в прокуратуру.