21 июня первый вице-спикер Национального Собрания Армении Тигран Торосян выразил свое недовольство распространенным 19 июня открытым письмом к председателю НС Артуру Багдасаряну. В обращении, подписанном руководителями шести действующих в стране дипломатических миссий и одиннадцати международных организаций и местных журналистских объединений, в том числе Ереванского пресс-клуба, содержался призыв внести изменения в Уголовный кодекс РА и упразднить положения об уголовном преследовании за клевету и оскорбления (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 13-19 июня 2003).
"Никто не вправе принуждать армянский парламент принимать какие-то решения или вносить изменения в законы", — завил вице-спикер в интервью радиостанции "Свобода". По мнению Тиграна Торосяна, это письмо можно расценить как вмешательство во внутренние дела Армении, что "несовместимо с дипломатическим статусом" его подписантов. Особенных порицаний вице-спикера удостоился один из инициаторов открытого письма, глава Офиса ОБСЕ в Ереване Рой Рив, который был обвинен "в постоянном неуважительном отношении к нашей стране". И хотя вице-председатель Республиканской партии Армении (вошедшей в правящую трехпартийную коалицию) Тигран Торосян против тюремного заключения журналистов, он в то же время считает, что гражданское законодательство "часто не предусматривает последствий" за публикацию материалов, не соответствующих действительности.
23 июня в интервью Общественному телевидению Армении руководитель миссии ОБСЕ посол Рой Рив отметил, что высказанное в обращении мнение не является обязательным для Армении, и армянский парламент вправе поступать по своему усмотрению. Вместе с тем, г-н посол напомнил, что, согласно принципам ОБСЕ, наказание за клевету должно рассматриваться в поле гражданского, а не уголовного законодательства, и от соблюдения Арменией этой нормы может зависеть частота обращений граждан страны в Европейский суд по правам человека.
25 июня на встрече Роя Рива со спикером НС РА Артуром Багдасаряном последний подтвердил необходимость реформирования Уголовного кодекса страны, в частности, неприемлемость установления различной меры наказаний за оскорбление и клевету должностных лиц и простых граждан. Спикер сообщил, что в настоящее время изучается опыт ряда стран и международных структур с целью приведения действующего УК в соответствие с европейскими стандартами.
Таким образом, председатель НС и его заместитель, по сути, высказали противоположные точки зрения. Возможно, Артур Багдасарян решил смягчить резкость Тиграна Торосяна, прибегнув к старой, но действенной игре в "плохого-хорошего полицейского". Не исключено также, что диаметральные позиции — следствие внутриполитических разногласий между Республиканской партией Армении и резко набравшей вес после успеха на парламентских выборах партией "Оринац еркир" (также вошедшей в правящую коалицию), лидером которой является спикер.
Как бы то ни было, время покажет, насколько новый парламент готов выполнить свои обещания по демократизации в стране, одной из главных составляющих которой является высокая степень свободы слова. Один из подписантов открытого письма Ереванский пресс-клуб постоянно выступал против уголовного преследования журналистов и СМИ за клевету. Мы продолжим свои усилия и дальше.