Снятие с эфира телекомпании "Кентрон" передачи "Азатутюн" ("Свобода"), подготовленной Армянской службой Радио "Свобода", вызвало широкое обсуждение в прессе. Напомним, что 13 октября руководство "Кентрон" сообщило о приостановлении трансляции последующих выпусков передачи (первый – был показан 10 октября), а 19 октября президент Радио "Свободная Европа"/Радио "Свобода" Томас Дайн обратился с письмом к президенту Армении Роберту Кочаряну, в котором настоятельно попросил главу государства "пересмотреть это недостойное, принятое в советском стиле решение и содействовать возвращению "Азатутюн" в эфир" (подробности см. в Еженедельном бюллетене ЕПК от 15-21 октября 2004).
22 октября газета "Айоц ашхар" под заголовком "Ультиматумы неприемлемы" опубликовала ответ пресс-секретаря президента РА Ашота Кочаряна Томасу Дайну. В письме к руководителю Радио "Свобода" выражается удивление самим фактом обращения к главе государства, поскольку "Кентрон" – частная телекомпания и решение о прекращении трансляции "Азатутюн" "было принято ее владельцем и руководством без какого-либо официального давления". Отметив, что Закон РА "О массовой информации" исключает возможность любого вмешательства государства в профессиональную деятельность медиа, Ашот Кочарян напомнил, что "власти Армении всегда способствовали преодолению всех существующих проблем, связанных с вещанием программ радио "Свобода" в эфире Общественного радио Армении". "Для нас неприемлемо письмо, написанное в форме ультиматума. Вы, к несчастью, все еще мыслите категориями "холодной войны" времен противостояния Запад-Восток", – заканчивается послание пресс-секретаря президента.
Днем раньше, в интервью газете "Аравот" от 21 октября, директор "Кентрон" Петрос Казарян заявил, что решение о снятии с эфира "Азатутюн" принято им и владельцем телекомпании: "Для меня эта проблема, прежде всего, коммерческая. У меня есть договоренности, и я не могу подробно представить все детали, поскольку если нарушу коммерческую договоренность с кем-либо (в данном случае речь идет о представителе Радио "Свобода"), утрачу доверие остальных."
21 же октября газета "Айоц ашхар" напечатала статью "Почему поднял шум шеф "Свободы"?", в которой речь шла об еще одной передаче Армянской службы Радио "Свобода" "Ничего, кроме правды", показанной 28 сентября 2004 в эфире другой ереванской телекомпании – "Шант". В статье руководитель "Шант" Артур Езекян говорит, в частности, что между ним и директором Армянской службы Радио "Свобода" Грайром Тамразяном шли переговоры о различных совместных проектах, в том числе о создании еженедельной информационной программы. Однако, по словам Артура Езекяна, телекомпания не смогла принять это предложение по ряду причин (в том числе технических и финансовых). Что касается единственного выпуска передачи "Ничего, кроме правды", то ее подготовка, сказал руководитель "Шант", была возложена "в принципе, на телекомпанию и только ведущий и продюсер были из "Свободы". Кстати, в заметке "Аравот" от 22 октября утверждалось, что за производство "Ничего, кроме правды" телеканалу "Шант" было заплачено $ 5,000. "Эта сумма почти в два раза больше, чем платят телекомпаниям за подобные передачи", – пишет "Аравот". 23 октября та же "Аравот" сообщила о предложении руководителя телекомпании "А1+" Месропа Мовсесяна использовать технику и другие ресурсы "обреченной на вынужденный простой" "А1+" – для разрешения проблем, возникающих у других телеканалов в связи с подготовкой программ Радио "Свобода". "Если проблема лишь в подготовке передач, то "А1+" с удовольствием будет делать телепередачи "Свободы", причем бесплатно", – сказал Месроп Мовсесян.
В прессе выдвигалась также версия, что к неудачам телепрограмм Радио "Свобода" может быть причастен председатель Совета Общественной телерадиокомпании Армении Алексан Арутюнян, который чинит препятствия трансляции передач на других каналах из желания делать этот проект на Общественном телевидении Армении. В интервью газете "Голос Армении" от 23 октября Алексан Арутюнян опроверг это предположение, сказав, что не имеет никакого отношения к вещанию или невещанию "Свободы" на других телеканалах. При этом он подтвердил, что ОТА и Радио "Свобода" обсуждали возможность предоставления эфира Общественного телевидения. "И для меня тем более подобные разговоры были неожиданными и оскорбительными. В особенности то, что связали это с моим якобы требованием денег для предоставления эфира. Отмечу, что такого просто не могло быть. Р/с "Свобода" не располагает бюджетом для телевизионных передач, чтобы я или кто-то еще ожидали от этого денег. И даже наоборот – радиостанция сама ожидала от нас помощи. Ожидала, что мы поможем им выйти в эфир", – сказал председатель Совета Общественной телерадиокомпании. На вопрос газеты, существует ли вероятность появления на ОТА телепрограмм Радио "Свобода", Алексан Арутюнян ответил, что любая передача "рождается, когда для этого есть все необходимые условия, начиная от человеческих ресурсов, кончая техническими средствами".