Вечером 10 июня на внеочередном заседании Национального Собрания РА был принят во втором чтении и окончательно проект поправок в Закон РА “О телевидении и радио”. Напомним, что законопроект был разработан Министерством экономики РА и обоснован необходимостью перехода с аналогового вещания на цифровое. С момента обнародования, принятия в первом чтении (20 мая) и на всех последующих обсуждениях документ критиковался журналистскими и международными организациями, отмечавшими, что он не решает принципиальных проблем регулирования вещательной сферы и предлагавшими внести в него ряд существенных изменений. Так, в заявлении от 6 июня Ереванского пресс-клуба, общественной организации содействия СМИ “Интерньюс”, Комитета по защите свободы слова, гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез” и Фонда содействия-Армения Института открытого общества констатировалось, что, несмотря на заверения Министерства экономики и межведомственной комиссии по дигитализации теле- и радиовещания в Армении о принятии предложенного НПО плана действий, в представленном ко второму чтению законопроекте были отражены лишь некоторые, но не основные рекомендации журналистских организаций и международных экспертов. Пять НПО призвали Национальное Собрание РА не обсуждать законопроект до тех пор, пока он не будет иметь тот формат и содержание, по которым была достигнута договоренность. В заявлении содержался также призыв к международным организациям – не содействовать правительству РА в процессе дигитализации, пока оно не представит переработанный законопроект и не докажет, что способно эффективно использовать оказываемую поддержку (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 4-10 июня 2010).
Принятие поправок в вещательный закон вызвало новый шквал критики.
10 июня в выступлении посла США в ОБСЕ Йена Келли на заседании Постоянного Совета ОБСЕ в Вене напоминалось об обязательстве стран-членов ОБСЕ соблюдать и защищать основополагающие права человека – такие, как свобода слова и СМИ. Одобрив продолжающиеся усилия правительства Армении по переходу с аналогового вещания на цифровое, Миссия США в ОБСЕ вместе с тем выразила и разделила с другими озабоченность в связи с принятыми поправками в Закон РА “О телевидении и радио”, которые, “скорее всего, приведут к сокращению плюрализма на телевидении, равно как и к ограничению доступа армянской общественности к разнообразной информации и мнениям”.
“Мы приветствовали юридический анализ, проведенный Офисом Представителя ОБСЕ по свободе СМИ и представленный правительству Армении 25 мая, его рекомендации по изменению первоначальной версии законопроекта. Поскольку для окончательного успеха реформ в области СМИ необходимы прозрачность и добросовестные консультации с заинтересованными лицами, мы полностью поддержали ключевую рекомендацию Представителя ОБСЕ по свободе СМИ депутатам Национального Собрания Армении создать рабочую группу, включив в нее представителей журналистских НПО, оппозиционных парламентариев и других – с тем, чтобы основательно переработать законопроект, учтя в нем замечания и предложения членов рабочей группы, а также рекомендации международных организаций и их экспертов. Готовность правительства провести публичные консультации по законопроекту похвальна. Однако поспешная законодательная процедура, к сожалению, не обеспечила основательной публичной дискуссии, какой заслуживал столь важный закон.
Приветствуя тот факт, что в закон был внесен ряд изменений в соответствии с рекомендациями Представителя ОБСЕ по свободе СМИ, мы отмечаем, что ряд озабоченностей и предложений остаются без ответа. К примеру, мы с беспокойством отмечаем, что поправки в закон фактически уменьшат в ближайшие годы число телекомпаний, имеющих возможность осуществлять вещание в Армении, тем самым ограничат плюрализм СМИ.
В связи с этими опасениями мы призываем правительство и Национальное Собрание Армении внести дополнительные поправки в закон с учетом рекомендаций ОБСЕ, приведя его в соответствие с международными стандартами и обязательствами ОБСЕ, и сделать это открыто и прозрачно”, – говорится в заявлении посла США в ОБСЕ Йена Келли.
В обнародованном 15 июня заявлении Представителя ОБСЕ по свободе СМИ Дуни Миятович принятые парламентом Армении поправки в Закон “О телевидении и радио” расцениваются как не содействующие плюрализму в эру цифрового вещания. Среди основных недостатков документа Дуня Миятович выделила следующие: сокращение числа телеканалов; отсутствие четкого регулирования спутникового, мобильного и он-лайн вещания; подвержение всех видов вещания режиму лицензирования или выдачи разрешений со стороны регулирующего органа; предоставление судам полномочий прекращать действие вещательных лицензий, опираясь на закон, содержащий неправомерные ограничения свободы СМИ; отсутствие процедур и условий создания частных цифровых телеканалов.
“Армения не должна упустить возможности принять прогрессивное медиа-законодательство. Новые технологии, в том числе цифровое вещание, должны быть использованы властями для усиления плюрализма СМИ. Эти технологии позволяют облегчить доступ к информации и создать обществу возможность искать, получать и распространять информацию”, – подчеркнула Дуня Миятович. В заключение Представитель ОБСЕ по свободе СМИ выразила готовность возглавляемого ею Офиса продолжить содействие властям Армении в вопросе реформировании законодательства, касающегося свободы медиа.
В письме от 15 июня международной правозащитной организации “Хьюман Райтс Уотч” (Human Rigts Watch) президенту РА Сержу Саргсяну содержится призыв не подписывать поправки в вещательный закон и вернуть документ в парламент на новое рассмотрение – с тем, чтобы привести его в соответствие со взятыми Арменией обязательствами по обеспечению свободы выражения. В обращении “Хьюман Райтс Уотч” перечисляются упомянутые выше существенные недостатки принятого законопроекта, а также отсутствие возложенного на Национальную Комиссию по телевидению и радио обязательства предоставлять обоснование своего решения в случае отказа в выдаче лицензии на вещание. “Хьюман Райтс Уотч” напомнила также об обязанности Армении выполнить постановление Европейского суда по правам человека от 17 июня 2008 по делу телекомпании “А1+” (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 13-19 июня 2008).